Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАМПИЙСКАЯ, СИВРИТСКАЯ И СФАКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
39, С. 747-749 опубликовано: 27 марта 2020г.


ЛАМПИЙСКАЯ, СИВРИТСКАЯ И СФАКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

[Греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Λάμπης, Συβρίτου κα Σφακίων], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата). Лампийская епископия упоминается с V в., известно, что ее епископы участвовали в III и IV Вселенских Соборах (431 и 451). Епископская кафедра находилась в г. Лаппа или Лампа (ныне Арьируполи в зап. части совр. нома Ретимно), к-рый был разрушен в IX в. арабами. В кон. Х в., после воссоединения Крита с Византией, Лампийская епископия была восстановлена, однако ее центр находился теперь в Эпископи (к северу от совр. Арьируполи). Возможно, с кон. XI в. Лампийская епископия стала именоваться Каламонской епископией. В период венецианского господства православные кафедры занимали лат. епископы, Лампийская епископия не упоминается, есть сведения только о Каламонской. В поздний венецианский период (сер. XV в.- 1645) ее кафедра была перенесена в Ретимно, и впосл. за ней закрепилось название Ретимнская.

Церковь Пресв. Богородицы Лампини в с. Ламбини. Кон. XII-нач. XIV в.
Церковь Пресв. Богородицы Лампини в с. Ламбини. Кон. XII-нач. XIV в.

Церковь Пресв. Богородицы Лампини в с. Ламбини. Кон. XII-нач. XIV в.

Образованная в османский период Лампийская епископия (впервые упом. в 1659) охватывала др. территорию - юго-вост. часть совр. нома Ретимно. Первоначально ее кафедра находилась в с. Ламбини, в кон. XVIII в. была перенесена в мон-рь Превели, в XIX в.- в мон-рь Небесных Сил бесплотных близ Амари. Из Лампийских епископов сщмч. Мефодий (Силигардос) был замучен турками в 1793 г., а сщмч. Иерофей погиб во время резни в Ираклионе в 1821 г. (см. в ст. Критские новомученики). В 1831 г. в Лампийскую епископию была включена обл. Сфакья, которая ранее входила в Авлопотамскую епископию. В 1845 г. Лампийская епископия была присоединена к митрополичьему округу, но в 1863 г. восстановлена с названием Лампийская и Сфакийская. Занимавший кафедру в 1886-1898 гг. Евмений (Ксирудакис) открыл школу в монастыре Св. Духа.

Согласно закону, принятому в 1932 г. греч. гос-вом, в каждом номе Греции должна была существовать только одна церковная епархия. Поэтому Лампийская епископия была присоединена к Ретимнской. Но в 1935 г. этот закон был отменен и Лампийская епископия восстановлена. В 1936 г. Лампийский еп. Евмений (Фануракис) перенес кафедру в городок Спилион (Спили; в наст. время митрополичьи резиденции также имеются в Хора-Сфакион и в Фурфурасе). В 1962 г. все епископии Крита были возведены в ранг митрополий. В 2000 г. Лампийская митрополия получила совр. название, т. к. на ее территории в раннехрист. период находилась Сивритская епископия (Сиврит (Сибрит) рядом с совр. селениями Тронос и Айия-Фотини), просуществовавшая с V по XIII в.

Митрополией созданы духовно-просветительский центр «Святой Рафаил» в Спили и культурно-социальный центр «Святой Нектарий» в Фурфурасе, спортивные комплексы в Спили и Фурфурасе, церковный книжный магазин в Фурфурасе, открыты бесплатные столовые для бедных, строятся реабилитационный центр в Спили и Византийский музей в Фурфурасе.

Офиц. орган Л., С. и С. м.- ж. «Православная весть» (᾿Ορθόδοξον μήνυμα; выходит раз в 2 месяца).

На 2014 г. в Л., С. и С. м. действует 78 приходских храмов, 215 парекклисионов, 681 экзокклисион, 78 кладбищенских храмов, 5 муж. монастырей (ап. Иоанна Богослова, или Превели, прп. Антония Великого, Св. Духа близ Кисоса, новомучеников Лесбосских Рафаила, Николая и Ирины, Панагии Фимиани) и жен. монастырь Небесных Сил бесплотных близ Амари.

Епископы Лампийские

Павел (упом. в 431), Димитрий (упом. в 451), Просдокий (упом. в 457), Иоанн (упом. в 668 и 681), Епифаний (упом. в 787), Нектарий (упом. в 1725, † 1729), Манассия († 1779), Матфей (упом. в 1780), Памфил († 1788), Мефодий (Силигардос) († 1793), Иеремия (упом. в 1795), сщмч. Иерофей († 1821), Никодим (1831-1845), Паисий (1863-1883), Евмений (Ксирудакис) (1886-1898, впосл. митрополит Критский), Агафангел (Пападакис) (1900-1928), Евмений (Фануракис) (1936-1956), Исидор (Русохадзакис) (1956-1968), Феодор (Дзедакис) (1975-1987, впосл. митрополит Ретимнский и Авлопотамский), Ириней (Месархакис) (с 1990 по наст. время).

Лит.: Darrouzès. Notitiae. P. 222, 235, 325, 362. N 2, 3, 10, 13; Καλοκύρης Κ. Δ. Λάμπης, Μητρόπολις // ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 105-108; Fedalto. Hierarchia. P. 544-545; ᾿Ανδρέας (Νανάκης), μητρ. ᾿Αρχιερεῖς τῆς Κρήτης κατὰ τὸν 20ὸ αἰώνα // Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου νεώτερα ἱστορικά. Θεσ., 2004. Τ. 2. Σ. 230, 241-242; Δίπτυχα. 2014. Σ. 921-925; Η επαρχία Αμαρίου από την αρχαιότητα μέχρι σήμερα: Πρακτικά του Διεθνούς επιστημονικού Συνεδρίου. Αθήνα, 2014. Τ. 1; Η πρώην επαρχία του Αγίου Βασιλείου από την αρχαιότητα μέχρι σήμερα: Πρακτικά του Διεθνούς επιστημονικού Συνεδρίου. Ρέθυμνο, 2014. Τ. 2; users.sch.gr/markmarkou/katalog/ecp/lambi.htm [Электр. ресурс].
О. В. Л.

Архитектура и изобразительное искусство

В митрополии сохранилось более 150 церквей и часовен X-XVII вв. Стены многих из них покрыты фресками XII-XVI вв. разной степени сохранности. Большая часть росписей относится к XIV-XV вв., из них более 10 фресковых ансамблей точно датированы по надписям.

Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос
Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос

Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос

От храмов IV-VIII вв., разрушенных в т. ч. во время араб. (IX в.) и венецианского (XIII в.) завоеваний, сохранились лишь основания, часто с напольными мозаиками. Таковы руины базилики на месте античного г. Сибрит (Сиврит). Храм (20,9×12,6 м; обнаружен в 1983) с напольными мозаиками, возможно, был основан в V-VI вв. Руины 3-нефной кафедральной базилики Пресв. Богородицы предположительно 2-й пол. VII в. сохранились близ с. Визари (34×17,3 м; перестроена в VIII-IX вв.). Храмы XIII-XVI вв. часто строились на месте древних, напр. ц. Успения Пресв. Богородицы кон. XIII-XIV в. над сев.-вост. частью базилики близ с. Тронос (в церкви сохр. ансамбль фресок кон. XIII - XV в.).

Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г.
Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г.

Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г.

Часто строили небольшие однонефные церкви (более 130), значительное количество таких храмов расположено в диме Амари и украшено фресками разных веков и стилевых направлений (классицизирующего и провинциального, линеарного и экспрессивного). В ц. св. Анны близ Амари (1196) сохранились фрагменты росписей 1225 г.- древнейших датированных на о-ве Крит, в ее апсиде - Деисус со святыми Титом, Андреем Критским и др. К однонефным относятся церкви вмч. Георгия «Меченосца» в с. Аподулу, вмч. Георгия в с. Ватиако и в с. Нитаврис (XIII в., фрески 1496 г.), прп. Онуфрия в с. Ена (фрески 1329/30 г.), Панагии в с. Платания (фрески XIV в., в т. ч. образ вмч. Георгия) и в с. Ламбиотес (фрески XIV в.), арх. Михаила (готический портал; фрески нач. XIV в., в т. ч. в конхе фрагмент изображения Христа Пантократора, на юж. стене - «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене - «Рождество Христово») и вмч. Георгия (в конхе апсиды - Богоматерь «Знамение») в с. Монастираки, ц. Панагии близ с. Фурфурас (бывш. монастырь; фрески кон. XIV в., в т. ч. изображение вмч. Георгия на коне), свт. Николая Чудотворца в с. Апостоли (др. название села - Айи-Дека в честь 10 Критских мучеников; фрески XIV-XV вв.), cв. Феодора в Амари (фрагменты фресок XIV в., в т. ч. «Успение Пресв. Богородицы»), Панагии в с. Айия-Параскеви (фрески 1516 г., в т. ч. портреты свящ. Георгия Варухаса и его жены). К однонефной ц. ап. Иоанна Богослова в Фоти близ с. Еракари (XII-XIII вв.) в нач. XIV в. пристроен нартекс с куполом (росписи 2-й пол. XII-XIV в., в т. ч. композиция «Снятие с Креста»).

Под венецианским влиянием с XIII в. строились 2-нефные церкви, такие как cвт. Николая Чудотворца в с. Эленес (с фресками провинциального стиля кон. XIII в.), Св. Троицы и ап. Иоанна Богослова в с. Пантанаса (1645). К 2-нефной ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Меронас XIV в. (в 1415 упом. как монастырская) в XVI в. был пристроен 3-й, юж. неф. Церковь имеет готические черты в декорации апсид и герб визант. рода Каллиергис на фасаде. В ней сохранился ансамбль фресок ок. 1340 г., к-рый включает Богородичный и Евангельский циклы (в т. ч. «Вход Господень в Иерусалим»).

Церковь арх. Михаила в с. Монастираки. Нач. XIV в.
Церковь арх. Михаила в с. Монастираки. Нач. XIV в.

Церковь арх. Михаила в с. Монастираки. Нач. XIV в.

В XIV в. появляются редкие крестовые базилики, напр. ц. Панагия Кера в Амари, построенная на месте купольной церкви XIII в. (юж. фасад с гербом семьи Каллиергис - XV в.). Малочисленны сохранившиеся крестово-купольные храмы: руины 4-столпной ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Патсос (XI-XII вв., перестроена в XIV в.; остатки фресок XIV в. ныне частично перенесены в ц. вмц. Екатерины в Ираклио), небольшая ц. вмц. Параскевы близ мон-ря Асоматон типа «свободного креста» (предположительно XIII в., восстановлена в XV-XVI вв.; росписи с изображениями Феодора и Георгия Хортатисов - участников борьбы с венецианцами в 70-х гг. XIII в.).

В диме Айос-Василиос в основном однонефные церкви: св. Ирины, вмч. Георгия и св. Марины в с. Мурне (во всех фрески XIV в.; в ц. вмч. Георгия - «Мученичество вмч. Георгия», «Страшный Суд», «Св. врач Диомид» и др.), ап. Иоанна Богослова в с. Кисос (XIV в., фрагменты фресок 2 периодов), Христа Спасителя в Спили (фрески кон. XIV в.), св. Фотинии близ с. Керамес (фрески нач. XV в.). Большую редкость для Крита составляют фрески с циклами сюжетов из кн. Бытие, сохранившиеся в притворах однонефных церквей - Преображенской близ с. Акумия (фрески 1389 г., в т. ч. портреты членов семьи ктитора Мануила Кудумниса) и Панагии в с. Диблохори (фрески 1417 г.).

Монастырь Асоматон и ц. св. Архангелов. XIV в.
Монастырь Асоматон и ц. св. Архангелов. XIV в.

Монастырь Асоматон и ц. св. Архангелов. XIV в.

Один из крупнейших крестово-купольных храмов в митрополии - епископская 4-столпная ц. Пресв. Богородицы Лампини в с. Ламбини с выступающими сев. и юж. рукавами креста (кон. XII - нач. XIV в.; звонница XVIII в.) и росписями кон. XII, XIII, 1-й пол. XIV в. (в куполе - изображение Христа Пантократора).

Многочисленные памятники архитектуры сохранились на территории совр. дима Сфакья на берегу Ливийского м., иногда в труднодоступных местах. В вост. части, близ венецианской крепости св. Никиты (Франгокастело) (1371-1374), расположены бывш. мон-рь св. Харалампия (на месте раннехрист. базилики св. Харалампия и ап. Иоанна Богослова с напольными мозаиками) и ц. св. Никиты (фрески 1-й пол. XIV в.; руины и напольные мозаики раннехрист. базилики). В с. Комитадес находится ц. вмч. Георгия (фрески 1313/14 г., худож. Иоанн Пагомен); близ села - мон-рь Панагии Фимиани с 2-нефной ц. Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы. К северо-востоку от г. Хора-Сфакион расположена купольная ц. св. Апостолов типа «триконх» (XVI-XVII вв.), близ руин античного г. Анополь находятся крестово-купольная 4-столпная ц. арх. Михаила Астратигоса в с. Арадена (XIV в., фрески XIV в.) и часовня Христа Спасителя в с. Лутро (фрески XIV-XV вв.).

В Айия-Румели (близ античного г. Тарра) сохранились остатки базилики V-VII вв. с мозаиками (возможно, на месте храма Аполлона), над которой построена ц. Панагии (XV в.). Близ села расположены крестово-купольная ц. ап. Павла (бесстолпная типа «свободного креста»), возведенная, по преданию, в X-XI вв. в честь посещения местности апостолом (возможно, строителем был мон. Иоанн Ксенос; расписана фресками неклассической традиции XII-XIII вв.), часовни св. Иоанна и Панагии в с. Айос-Иоанис (в обеих фрески XIV в.). В ущелье Самарья ц. св. Марии Египетской (1379, сохр. фрески), церкви свт. Николая Чудотворца и Преображения Господня.

В нач. XVII в. на территории митрополии предположительно действовало ок. 100 монастырей, большинство из них в XIX в. было закрыто или перестроено. Так, полуразрушенный мон-рь Асоматон во имя архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила с крестово-купольным храмом XIV в. (предположительно на месте церкви 60-х гг. X в.; перестроен в XVII и XX вв.) упоминается с XIII в. как центр антивенецианского восстания (1272), пострадал от землетрясений 1303 и 1810 гг., от пожара 1818 г., был восстановлен после 1857 г., но пришел в запустение к нач. XX в. (с 1927 сельскохозяйственный колледж; ныне обитель восстанавливается). У сев. границы митрополии близ с. Пантанаса расположен бывш. пещерный мон-рь св. Антония в Вени (пещерная церковь и кельи); близ с. Ано-Мерос - бывш. мон-рь Калоидена, оставленный монахами в 1821 г. (свод ц. Христа Спасителя обрушился в 1993); в с. Кисос - монастырь Св. Духа, основанный предположительно в XII в., с 2-нефным храмом (разорен турками в 1821; с 1836 действовала школа Св. Духа).

Недалеко от впадения р. Мегапотамос в Ливийское м. расположены ансамбли неск. мон-рей, к-рые были объединены под названием мон-рей Превели (в честь ктитора XVII в. из семьи Превели). Среди них - бывш. Нижний мон-рь св. Иоанна Предтечи, основанный между X и XVI вв. (разрушен турками в мае 1821; ныне заброшен), с однонефной церковью (XVI-XVII вв.), трапезной (1804) и кельями; действующий ставропигиальный Верхний мон-рь ап. Иоанна Богослова (упом. с 1577; один из центров организации восстаний 1821 и 1866 гг., сопротивления немцам) с колокольней (1629), фонтаном (1701), трапезной (1804) и 2-нефным собором (1836-1837, разрушен в 1866, восстановлен в 1911); бывш. монастырь вмч. Георгия (руины собора с фресками 2 периодов, XII и XIV вв.).

Лит.: Kalokyris K. The Byzantine Wall Paintings of Crete. N. Y., 1973; Gallas K. Mittel- und spätbyzant. Sakralarchitektur der Insel Kreta: Versuch einer Typologie der kretischen Kirchen des 10. bis 17. Jh.: Diss. B., 1983; Gallas K., Wessel K., Borboudakis M. Byzantinisches Kreta. Münch., 1983; Bissinger M. Kreta: Byzant. wandmalerei. Münch., 1995; Psilakis N. Monasteries and Byzantine Churches of Crete. Heraklion, 1998; Spatharakis J. Byzantine Wall-paintings of Crete. L., 1998. Vol. 1: Rethymnon province; idem. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001; idem. Byzantine Wall-paintings of Crete. Leiden, 2012. Vol. 3: Amari province.
П. С. Павлинов
Ключевые слова:
Константинопольская Православная Церковь [Константинопольский Патриархат, КПЦ), Патриархат, занимающий 1-е место в диптихе православной Церквей Епархии Критской Православной Церкви Лампийская, Сивритская и Сфакийская митрополия, епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе Константинопольского Патриархата)
См.также:
АЛЕКСИЙ СТУДИТ Патриарх К-польский (1025 – 1043)
АНТОНИЙ I КАССИМАТА Патриарх К-польский (821-837?)
«ВЕЧНОЕ» правосл. журнал, издавался в 1948-1992 гг. во Франции
ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)
ГЕРМАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия К-польского Патриархата
ГОРТИНА древний город, в к-ром в I-X вв. находилась архиепископская кафедра Критской Православной Церкви